Открыть сайт

Материнский капитал

Порядка 5 миллионов семей уже воспользовались средствами материнского капитала со времени старта государственной программы поддержки. Подавляющее большинство выбрали улучшение жилищных условий. И сегодня многие обладатели сертификатов планирующие использовать семейный капитал задаются вопросом — как получить займ под материнский капитал и не попасть в руки мошенников?

С момента введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал (далее — материнский капитал) стал не только эффективным инструментом осуществления демографической политики государства, но и весьма популярным предметом мошенничества. Спектр мошеннических действий, совершаемых с целью незаконного получения денежных средств, составляющих материнский капитал, широк. Как показывает практика, похитить эти средства пытаются многие, начиная от владельцев государственных сертификатов на материнский капитал, получивших их на законных основаниях (например, в связи с рождением второго ребенка), и заканчивая профессиональными мошенниками, нередко разрабатывающими для этого изощренные преступные схемы. Последние, как правило, создают или используют уже созданные юридические лица: риэлтерские агентства, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации и др. Зачастую такие организации ведут активную рекламную кампанию, предлагая «легальным образом обналичить материнский капитал».

Вопросы квалификации действий лиц, совершающих хищения средств материнского капитала с использованием указанных выше организаций, представляют наибольшую сложность для судов при рассмотрении уголовных дел данной категории.

Российская газета. 31 декабря 2006 г.

Так, Советским районным судом г. Томска 10 сентября 2014 г. было рассмотрено уголовное дело в отношении граждан Ч., К. и Р. 

Архив Советского районного суда г. Томска. Уголовное дело N 1-53/2014.

Как следует из приговора суда, с июня 2010 года по май 2011 года они по предварительному сговору совершили ряд действий, направленных на хищение денежных средств, составляющих материнский капитал. Для этого осужденные изготавливали подложные договоры целевого займа на приобретение жилых помещений или долей в них, в которых заимодателем выступало ООО «К.С.К.», его директором являлась Ч., а заемщиками — владельцы государственных сертификатов на материнский капитал. Кроме того, осужденными или с их участием изготавливались подложные договоры купли-продажи жилых помещений или долей в них за счет заемных средств, в которых покупателями указывались владельцы государственных сертификатов.

Впоследствии эти документы, а также государственные сертификаты, расписки о якобы имевшем место получении заемщиком денежных средств и заявления о распоряжении средствами материнского капитала передавались ими лично или с помощью других лиц в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР). В заявлениях о распоряжении средствами материнского капитала имелись указания владельцев сертификатов направить эти средства на погашение задолженности по договору целевого займа, якобы заключенному с ООО «К.С.К.».

Всего осужденные ввели или пытались ввести в заблуждение должностных лиц ПФР, ответственных за принятие решения о перечислении средств материнского капитала, используя 34 государственных сертификата на материнский капитал. В результате часть заявлений о распоряжении средствами материнского капитала была удовлетворена и на счет ООО «К.С.К.» из ПФР были перечислены денежные средства на общую сумму 2 653 272,69 руб. Выплаты по остальной части заявлений о распоряжении средствами семейного капитала на общую сумму 8 990 100,06 руб. произведены не были по не зависящим от осужденных причинам. Часть из перечисленных денежных средств была передана владельцам государственных сертификатов, а часть потрачена осужденными в личных целях.

При рассмотрении этого уголовного дела были затронуты вопросы, которые могут иметь существенное значение для правильной квалификации действий всех лиц, совершающих хищение средств материнского капитала аналогичным способом, а именно: кем являются сотрудники юридических лиц, «помогающих» обналичить материнский капитал, — исполнителями преступления, соисполнителями наряду с владельцами государственных сертификатов либо пособниками (подстрекателями, организаторами)? Считаются ли они субъектами данного преступления? В чем заключается участие сотрудников таких организаций в реализации объективной стороны хищения? Является ли их деятельность единым продолжаемым преступлением или имеет место совокупность преступлений?

Для получения ответов прежде всего необходимо разобраться с тем, что же представляет собой материнский капитал и каким образом происходит хищение составляющих его денежных средств.

Проведя анализ всех положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» <3> (далее — Закон N 256-ФЗ), можно определить материнский капитал как целевую социальную выплату (субсидию), которая производится в виде безналичных денег, перечисляемых по решению уполномоченных государством должностных лиц ПФР из средств бюджета Российской Федерации через бюджет ПФР, для их последующего использования в интересах лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, исключительно в целях, предусмотренных данным Законом.

По общему правилу, денежные средства, составляющие материнский капитал, не могут поступить в собственность владельцев государственных сертификатов. Государство не выплачивает семьям, в которых родился второй ребенок, денежные средства, составляющие материнский капитал, а лишь берет на себя обязательство компенсировать расходы, понесенные ими на цели, прямо указанные в Законе. Исчерпывающий перечень этих целей приведен в части 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ.

С учетом изложенного вполне очевидно, что так называемое обналичивание материнского капитала во всех случаях будет являться хищением, поскольку представляет собой незаконное изъятие государственных денежных средств у государства и обращение их в пользу виновного — например, владельца государственного сертификата или сотрудника юридического лица, занимающегося «обналичиванием». Хищение совершается путем представления недостоверных сведений должностным лицам ПФР. Поскольку материнский капитал является социальной выплатой, то с 1 января 2013 г. такие хищения следует квалифицировать по ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), которая устанавливает уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

Закон устанавливает следующий порядок предоставления данной субсидии: лицо, относящееся к льготной категории граждан, обращается с соответствующим заявлением в территориальный орган ПФР. В случае удовлетворения заявления ему выдается государственный сертификат на материнский капитал. Этот сертификат — фактически технический документ, упрощающий процесс реализации права гражданина на распоряжение средствами материнского капитала, он не считается ценной бумагой, поскольку не может быть отчужден и не является документом, удостоверяющим право на имущество (как, например, свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), так как для выплаты материнского капитала наличие сертификата само по себе хотя и необходимо, но не достаточно.